
Воспитывающее влияние на личность осуществляется через работу с предметно-эстетической средой школы. Особое значение в жизни коллектива детей и взрослых имеет разработка и оформление, поддержание, использование в воспитательном процессе «мест гражданского почитания» на школьной территории. Эстетический вид и её благоустройство, озеленение территории способствуют гражданскому, экологическому, трудовому воспитанию. Неслучайно девизом социального проектирования стали Лермонтовские строки: «Беспечность и покой – не для меня они!..»
Предметно-пространственная среда строится как максимально доступная для обучающихся с особыми образовательными потребностями.
Работа проводилось в несколько этапов:
1 этап – подготовительный
Анализ ситуации: в преддверии 210 – летнего юбилея М.Ю. Лермонтова по итогам многолетнего сотрудничества с сетевыми партнёрами (организациями, носящими имя поэта) возникла идея благоустройства школьной территории в духе Лермонтовской эпохи. Мечта остаётся мечтой, пока ты не выразишь её конкретными делами.
Определение концепции мероприятия, продвижение идеи Проекта. Формирование актива. Распределение обязанностей, поручений.
Основной метод - мозговой штурм.
Подготовили агитационный материал, распечатали листовки, распространили их среди детей и взрослых. Нашли поддержку школьного сообщества.
2 этап – финансирование проекта (единогласно договорились: принять активное участие в акции «Бумаге – вторую жизнь!», провести весеннюю ярмарку, полученные средства направить на реализацию проекта).
В феврале объявили о сборе макулатуры. Были привлечены учащиеся школы, их родители, жители микрорайона.


29 февраля состоялся вывоз макулатуры. Всего собрано - 1500 кг, на сумму – 7750 рублей. 8600 рублей выручено на ярмарке 16 марта.

3 этап - изучение подборки литературы по теме «Жизнь и быт в Тарханах»
Особое внимание учащихся привлекли строки: «Осень.. Сейчас в Лермонтовских Тарханах витает яблочный дух. Идёшь по аллее Дальнего сада к ажурной белой беседке, в которой, по преданию, бабушка поэта варила варенье из яблок на меду… Как много яблок!.. Анис, антоновка, штрифель…»
Пришлось искать информацию об упомянутых сортах яблонь!



А современная селекция дала новые сорта яблонь: уэлси, ред фри, хоней Крисп. Учитывая современные климатические особенности, высадили саженцы и новых сортов.


4 этап – поиск специалистов, способных помочь в разбивке территории для школьного сада и приобретении саженцев.
На помощь пришли родители. Выбрали социального партнёра. Им стал МичАГРО питомник «Мичуринские саженцы». Инициативная группа учеников и родителей доставила саженцы в школу.

Расчистили участок для будущего сада.


Провели разметку.


Организовали субботник. Приняли участие все учащиеся 6 – 7 классов в реализации проекта программы «Соревнование классов Здоровья»/

Ожидаемые результаты:

От Проекта «Зеленый уголок - 2023» - к долгосрочному Проекту «Лермонтовский сад». Это результат совместной деятельности педагогического и ученического коллективов, родительской общественности. В ходе реализации проекта учащиеся проявили способность предлагать и развивать общественно значимые идеи и варианты воплощения их в жизнь. Данный социальный проект позволяет развивать творческие способности, креативное мышление, бережное и уважительное отношение к результатам совместного труда. Созданы условия для раскрытия лидерских качеств, коммуникативных способностей учащихся, что укрепляет их нравственное здоровье. Реально для участников проекта звучит фраза «Изменим жизнь к лучшему!»
Дальнейшее развитие проекта.
Созданный «Лермонтовский сад» должен периодически обновляться, учащимися будет организован уход за деревьями, за территорией. Работа над проектом продолжится в следующем году.
Приложение(фотоматериал):
